Сознание и мышление

Решения, принимаемые человеком, зависят от отношений к внешним событиям и другим людям и связаны с его психоэнергетическими реакциями, страхами, желаниями и отвращениями. Они предопределены состоянием сознания, а также теми знаниями и силами, которые он может реализовать в конкретных жизненных обстоятельствах. 

Инстинктами и рефлексами индивидов легко управлять, незаметно подводя к нужным выборам, как бы самостоятельно ими совершаемым. Поэтому те, кто не способны контролировать себя, свои мысли и эмоции, не бывают свободными в поведении и попадают под влияние окружающих.

Подлинная свобода состоит в отречении от любых условностей и обязательств и следовании внутренне осознанному долгу и служению. Поэтому в ситуациях, требующих принятия решений, прислушивайся к внутреннему голосу совести и сердца и отбрасывай всё внешнее и наносное. Единственно верному выбору всегда сопутствуют радость и облегчение, хотя для этого часто приходится преодолевать страх. 

Старайся хорошо исполнять предписанные обязанности, иди своим, предназначенным тебе Путём и ничего не делай за других. Отказ от необходимых действий вследствие сомнений и неуверенности, усталости или боязни последствий считается грехом и предательством.

Разберись в себе: являются ли происходящие изменения в жизни результатами твоих осознанных поступков, проявлениями знаний и воли? Или они – уступки слабостям и нерешительности, вызванные эгоизмом и отсутствием веры? В последнем случае не трать время на сожаление и оправдание себя, но делай выводы и не повторяй тех же ошибок. 

Не «жди перемен во внешней жизни», но ищи их в себе самом – произошли ли в твоей душе приращения сил и любви. И если внутри тебя возникают радость и спокойствие, то это замечательно. Помни, что любые внешние события – лишь иллюзии разума, проекции состояния и внутренних отношений человека.   

***

Ранее я часто упоминал о сознании. Потом перешёл к рассмотрению единой и тождественной Триады: Мыслящий – Мыслимое – Мышление. Теперь вновь хочу вернуться к сознанию и пояснить, что оно такое. 

Отечественная философия, взращённая на почве материализма и воинствующего атеизма, определяет сознание как «высший уровень духовной активности человека». Не буду вдаваться в рассуждения о том, что такое «дух» и в чём состоит его «активность», может ли он быть пассивным и существует ли какой-то низший «уровень духовной активности», с сознанием не связанный, хотя эти вопросы достаточно интересны. 

Отмечу лишь, что «сознание» – сложный термин. В «Ведах» его замещают понятиями «Атма, Атман, Пуруша, Брахма, Брахман» и их сочетаниями с сопутствующими определениями «тот» или «этот», указующими на отношение к трансцендентной либо материальной сферам. А сами понятия разделяют на личное («этот» Атман, Брахман, Пуруша) и безличное («тот» Атма или Атман, Брахма, БрахманТо») начала. 

Я под «сознанием» понимаю совокупность познающего субъекта (Мыслящего-«Я»), познаваемых им объектов (Мыслимого-бытия) и процессов познания и самосознания (мышления). Но что здесь первично, а что вторично?

Сознание ли порождает Пурушу-Познающего (Мыслящего-«Я»), и если так, то как это происходит, откуда берётся само сознание, и что оно такое? Или же сознание есть предикат предписанное свойство Пуруши-Познающего, которым Он изначально наделён? Но тогда как возникает Пуруша, обладающий сознанием, и что Он такое?

Поделюсь своими соображениями на сей счёт. Прежде всего напомню, что любые высказывания основаны на соотнесении абстрактных номенов (слов-понятий), обозначающих образы, идеи, представления и отношения мышления, и построении из них логических конструкций речи и мысли. При этом номены часто приобретают искажённые, самодовлеющие смыслы, утрачивая связь с первоначально отображаемыми ими идеями и представлениями. Подобное относится и к термину «сознание». 

Со-знание подразумевает осуществление кем-то процессов познавания, мыслительной деятельности. Здесь Мыслящий-«Я» («этот» Пуруша-Познающий) – первичен, но самосознающим субъектом он становится только в процессе познания (мышления). 

До того «этот» Пуруша-Познающий (личность-«Я») не существует, а «есть» не мыслящий, вне личностный «тот» Атман-Пуруша, первопричина познания, мышления и самосознания. (Слово «есть» взято в кавычки, потому что относится к тому, кто мыслит, осознаёт себя и воспринимает иные объекты Мыслимого-бытия). 

Итак, выстроена исходная цепь рассуждений. Начало всего – «тот» Атман-Пуруша, потенциальный носитель мысли, основа познания и мышления. Который выявляется как «этот» Пуруша-Познающий (Мыслящий-«Я»), реализующий возможность познавания (мышления) в «действительность» своего существования. 

Сознание, как совокупность процессов познания (процедур мышления), есть неотъемлемое свойство «этого» Пуруши-Познающего (Мыслящего-«Я»), осознающего себя и пребывающего в своём Познаваемом (Мыслимом-бытии). Но что представляет собой первичное Начало, с чем можно ассоциировать «того» Атмана-Пурушу?  

Я понимаю под ним, источником индивидуального («этого») Пуруши-Познающего, сознания и мышления, «душу» как внемерную точку-Ничто, расположенную Нигде, вне каких либо пространств, времён, движений и пр. Которая является своего рода «каналом» («белой дырой»), соединяющим идеальное «То» с физически-материальным миром, одним из многих, существующих в Мироздании. 

Фактически душа оказывается спектрально-частотным фильтром, предоставляющим «этому» Пуруше доступ к определённому диапазону высшей психической энергии «То» и позволяющим преобразовывать её в информацию. А «ин-формация», как нечто «оформленное», есть структурированная энергия сознания, его состояний и отношений, отображаемая в образы, номены и представления мышления.  

Она изливается из Пуруши (Мыслящего-«Я»), становясь Его собственной, а затем вбирается Им назад и воспринимается как знания о себе и внешнем мире. Причём это происходит в тех качественных и количественных пределах, которые предустановленны (неважно, кем, как и почему) «врожденными параметрами» души (спектром частот сознания). А её исходная вибрация – первичная мысль («в начале было слово») – выступает «механизмом запуска» мышления и существования.     

В достаточно условном приближении можно представить Безличное Начало (Великий Атман, Абсолют, Сферу идей, «То»), не «находящееся» нигде и не обладающее никакими свойствами и качествами, доступными человеческому восприятию, как своего рода огромное хранилище психической энергии (подобное котлу, в котором находится перегретый пар под сверхвысоким давлением). К нёму «подсоединены» множества «выходных устройств» («фильтров-клапанов») – душ (Атманов-Пуруш). 

Через них энергия («пар высокого давления») вырывается наружу, приобретая индивидуальные качества и свойства (разные спектры частот вибраций). Но, в отличие от обычных клапанов, каждая душа – это точка-Ничто. 

Истекающая из неё психическая энергия структурируется, преобразуясь в мысль и сознание и тем самым превращая «того» Атмана-Пурушу в «этого» Пурушу-Познающего. Она порождает Мыслящего-«Я», становится принадлежащей ему и формирует из идей, представлений и отношений мышления Мыслимое-бытиё, оказывающееся объектом познания. Познавая его, Мыслящий всегда познаёт себя.   

Сознание, как единство Пуруши-Познающего и процессов познавания, появляется вместе с мыслью, но вместе с тем мысль сама – продукт сознания и преобразований психической энергии и нуждается в энергетической подпитке. Рассмотрим это подробнее. 

Каждое сознание («этот» Пуруша-Познающий), единый источник и сток всех своих представлений и отношений, есть прямое или опосредованное порождение Единого Сверхсознания. Все они объединены в Иерархию сознаний и непрестанно проникаются множеством идей, «сил», энергий и информации. Причём мгновенно-дискретные смены их психоэнергетических состояний и иерархической структуры соответствий неизбежно приводят к изменениям в связанных с ними сферах Идей и Энергий.  

Происходящие вследствие этого процессы воспринимаются сознанием как внешние возмущения и посредством автоматически действующих процедур мышления отражаются в чувственные ощущения, вызывая разнообразные реакции. А иерархическая структура отношений отображает их в энергоинформационные массивы мыслепредставлений и создаёт отрицательные обратные связи, характеризующиеся запаздыванием.  

В результате вокруг Пуруши-Познающего возникает замкнутое торообразное «поле» вихрепотоков психической энергии, подобное магнитосфере Земли. Оно преобразует «внешние» идеи и энергии во внутренние, в структуры представлений и отношений мышления, выявляя Мыслящего-«Я» (Познающего) и Мыслимое-бытиё (Познаваемое).

Так возникают Триада мышления и сознание как активно функционирующий разум, формирующий виртуальные миры своих представлений и отношений и погружённый в них. Опираясь на органы чувств, он отражает дискретные изменения психоэнергетики Пуруши-Познающего в мгновения настоящего. 

Их постоянная сменяемость рождает иллюзию «непрерывного» бытия, которое тем не менее тоже дискретно. И именно за счет дискретности психоэнергетических процессов мышления Мыслящий ощущает себя личностью, пребывающей во внешнем мире.

Но возможно иное, сверхчувственное восприятие идей как структурированных энергий, связанное с интуитивным постижением сложных иерархических взаимосвязей разных аспектов Истины. Способность эта зависит от состояния сознания, обычно подавлена стандартными программами отображений сигналов и информации, проявляется внезапно и связана с блокировкой чувственных ощущений – работает либо то, либо другое.       

Большинство людей «спят», пребывая в переживаниях вспоминаемого прошлого или воображаемого будущего. Прокручивая их в уме, мышление превращается в энергетически изолированную систему и бесполезно затрачивает психическую энергию.

У такого суженного сознания частотный спектр психоэнергетики и преобразовательные возможности ограничены, а внешние возмущения приводят в основном к эмоциональным реакциям и мало влияют на уровень знаний человека. Его разум создаёт представления и определяет их взаимосвязи, но делает это упрощённо и не способен осознанно изменять отношения к Мыслимому из-за недостатка сил.   

В отличие от этого при расширении сознания происходит качественная перестройка частотно-энергетического диапазона восприятий и преобразований. Даже при незначительных воздействиях извне (а часто и при их отсутствии) начинают меняться мышление, Мыслимое (представления человека) и Мыслящий (его отношения), формируя качественно иные знания и позволяя «видеть всё в другом свете».

Подлинное самоуправление, осуществляемое через контроль сознания, достигается, когда человек понимает, что «внешний мир» есть иллюзия субъективных представлений и отношений мышления, а сам он – и творец, и узник своего Мыслимого. Что «бороться» с бытиём – глупо и бессмысленно, а переменить свои жизнь и судьбу можно единственным способом: сменив отношения к миру, к себе и к другим людям. 

Внешний мир есть проекция «Я», мы без него – Ничто. Осознание единства Триады мышления – главный шаг на пути к смирению, покою, терпению и радости. Только познав, что «Я есть весь этот Мир», можно принять его целиком, обретая смысл жизни в её отстранённом созерцании и погружаясь в Благо-Любовь, наполняющую собой всё. 

Подлинная медитация есть не «уход из мира» и его отрицание, но, наоборот, отождествление его с собой, растворение и успокоение в нём. – Не столько «прекращение мыслительной деятельности» (как метод-средство), сколько пребывание «Я» во всём, когда Мыслящий-субъект, отделённый от Мыслимого, исчезает, а мысль утихает. 

При этом сознание как состояние восприятий бытия сохраняется, обретая неведомые ранее полноту ощущений и насыщенность радостью и любовью. Это трудно выразить, но можно испытать. Лучше не «разрушать старое», но становиться другим, и тогда Мыслимое окрасится в иные «цвета» отношений.

t.me/tabularussia2016

Информация
Посетители, находящиеся в группе Exterior, не могут оставлять комментарии к данной публикации.