Уже упоминалось, что Демиург гностиков часто воспринимается как движимый именно невежеством, он не понимает, что есть силы выше него, он искренне верит, что он и есть бог. Демиург тут — персонификация невежества, которое держит нас в плену материи, в плену сансары, персонификация авидьи, помрачённости сознания.
Но внутреннее открытие истины, гнозис, просветление, разбивает эти оковы и освобождает человека. Но путь к нему – это путь благородного человека, арьи, как считает буддизм, или путь пневматика, духовного человека, как говорит гностицизм. Гилики, телесные люди – люди не благородные, не арьи, в понятиях буддизма – не смогут обрести это знание > просто в силу того, что не стремятся к нему, принимая материю вокруг за единственную и истинную реальность мира, так же как Демиург считает себя единственным и истинным богом.
Частую идею гностиков, что истинный последователь пути поиска гнозиса > должен уйти от всего мирского и стать аскетом, монахом, так же вполне разделяют многие течения буддизма (хотя и не все), особенно Тхеравада, с её строгим множеством и сотнями обетов и ограничений.
Да и сам будда Гаутама, который в раннем буддизме воспринимался именно как просто человек, который достиг духовного совершенства, в более поздних течения стал восприниматься как воплощение вселенской духовной силы, временно воплощённое на земле.
В буддизме Махаяны, Ваджраяны, есть идея трёх тел Будды. Земное воплощение – низшее из них. Второе тело – можно сказать, астральное, тонкое, в котором Будда является адептам во время медитаций, а третье тело будды – это нечто вроде вселенского духа, духовная суть и основа самого мироздания. И вот это основа уплотнилась, на какое-то время, приняла вид человека, и на земле родился Гаутама.
И он тут не просто человек, который родился, жил, достиг нирваны и ушёл, а прямое воплощение духовного мира, которое просто временно находилось среди людей в зримой форме, и опять ушло в чистый дух. В Ваджраяне даже не включают Гаутаму в число значимых будд, потому что он воспринимается как земное проявление другого будды, который всегда был буддой, даже до того, как родился на земле. И сам он – один из многих мировых учителей, которые открывают людям путь к знанию.
И вот, всё то же самое, многие гностики говорили про Иисуса. Он – не единственный, но один из многих мировых учителей, он прямое воплощение духовного мира. Он не был буквальным человеком, родившемся и умершим в смертном теле, его тело, рождение, смерть, были скорее иллюзией. А сам он – временное воплощение конечного высшего духовного мира на земле, проявление высшей реальности, истинного Бога, который принёс людям спасительное знание, что бы освободить из плена невежества, сотворённого Демиургом.
И, кстати, вопреки распространённому мнению, что в буддизме бога нет, там нет «того самого» высшего бога, Абсолюта, который вне мира, кармы и всеобщих перемен, а вот локальный бог, который создаёт материальные миры там есть. Брахма в индуизме – именно вселенский Абсолют, а в буддизме брахмы – это целая категория богов, творящих материю, и самый могучий из них создал нашу материальную вселенную. Но он не настоящий абсолютный бог, он хоть и невероятно сильное, но по сути обычное существо, обременённое невежеством и живущее по карме, смертное, но склонное забывать об этом и считать себя высочайшей вселенской силой.
В одной из сутр сказано про этого Брахму: «То существо, которое первым родилось вновь, говорит о себе так: «Я Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый. Всевидящий, владыка, творец, создатель, наилучший устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего…» — в точности как Демиург гностиков, просто один из многих, но решивший, что он истинный бог, и нет иного бога, что он лучший, величайший, что всё создано им и он всем правит, и говорит: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» и так далее, и сам в это верит.
В буддизме нет бога в авраамическом понимании, но вполне найдётся несовершенный Демиург именно в гностическом стиле. Причём Брахм много, как бывает и много низших Творцов в гностицизме – там, например, где Демиург просто один из ангелов, как и этот Брахма > лишь один из подобных ему.
Часть I - http://www.germopol.ru/?p=6985
Часть II = Валентин / Василид / Маркион / Симон / Офиты / Сатурнин
http://www.germopol.ru/?p=6983
Часть III = Карпократ / Манихейство / Павликане / Богомилы / Альбигойцы и катары / Мандеизм / Хлысты / Оккультный гностицизм / Влияние и связи
http://www.germopol.ru/?p=6984
Комментарии 2
Посетители, находящиеся в группе Exterior, не могут оставлять комментарии к данной публикации.