Познай Себя. Сперва Себя познай!

Старец ответил ему: «Я рад, что ты спросил, сынок. Чёрствый хлеб был испечён вчера, поэтому он на один день ближе к аср-и-саадат, чем свежий. Вот почему он стоит дороже».

 

Аср-и-саадат называют время, когда Архангел Гавриил дал Пророку  откровение. Своим парадоксальным выражением Сомунджу Баба напоминал людям, что тонкая преобразующая сила, данная в откровении с каждым учением, имеет тенденцию рассеиваться под действием времени. Мы заблуждаемся, полагая, что можем достичь чего-либо, слепо следуя омертвевшим ритуалам, некогда содержащим живую закваску Традиции. 

 

В суфийской символике «хлеб» часто представляет собой хлеб надсущный или «пищу для души», поэтому Сомунджу Баба хотел, чтобы люди осознали, что питательность сегодняшнего «хлеба» может быть вовсе не такой, как «вчерашнего», даже если он приготовлен по старому рецепту.

 

 

Сомунджу Баба учил не проповедями и не назиданиями, хотя любил использовать притчи и суфийские истории. Главное, он создавал для своих учеников обучающие ситуации, заставляя их проходить через испытания - часто очень сложные, но имевшие силу преобразовать внутреннее существо искателя.

 

Именно так он поступал с главным своим учеником, известным впоследствии как Хаджи Байрам Вали. Настоящее имя Хаджи Байрама было Нуман, и он родился в пригороде Анкары в 1352 году. Имя «Байрам» дал ему Сомунджу Баба, когда принял его в ученики.

 

До встречи с Учителем Нуман был высокообразованным муллой и философом, преподававшим в медресе Мелике-Хатун в Анкаре. Первое, что сделал Сомунджу Баба, согласившись обучать Нумана, — заставил его оставить должность преподавателя медресе, которая, по мнению Учителя, питала эго муллы Нумана, его гордыню и рассудочность, заслоняя сущность ученика от действия трансформирующей силы - бараки.

…..

Частая смена деятельности, материальные тяготы, овладение занятиями, «неподобающими» ученому, и в то же время отказ от того, к чему привязалась душа муллы, — все это было для Нумана нелегкими испытаниями. Однако в горниле терзаний очищалась и закалялась сущность дервиша,….

….

Во всех священных писаниях заложено до семи уровней понимания — от наиболее очевидного до самого сокровенного. Более глубокие значения слов Книги открываются человеку, одно за другим, по мере его продвижения по Пути. Великие суфийские мастера, включая Аттара и Руми, упоминали семь стадий в развитии человека. Семь уровней смысла священных книг соответствуют этим семи ступеням. Руми однажды сказал об Аттаре: «Он преодолел семь городов Любви, а мы прошлись лишь по одной улице».

 

https://assalam786.livejournal.com/113883.html?view=comments#comments

 

Перед тем, как покинуть этот мир, Сомунджу Баба передал мандат на обучение Хаджи Байраму. Ученики Хаджи Байрама создали суфийский орден, называемый Байрами, центром которого служила основанная их Мастером теккия в Анкаре. Представление о сути тариката Байрами и о Пути суфия в целом дают эти замечательные, глубоко метафорические строфы Хаджи:

 

Меж двух миров, Создатель Град воздвиг

На чьих окраинах, узрим Пресветлый Лик

Враз очутившись > в Граде том, я наблюдал

Как Чудо-Град их Небытья вставал….

 

 

Девиз мой, не от мира тьмы рождён

Лишь Он один, Есмь Сущий > только Он

 

В страданьи > Им – я буду излечён

Непобедимое Лекарство – только ОН

….

Байрам! Секрет, как Мир наш сотворён

Никто понять не в силах > только Он….

Комментарии 3

ОгонёкЪ 4 ноября 2024 06:31

Из комментов :


Спасибо Вам Нина за хорошие слова, Братство всегда чувствуется, его Благодать как Источник Силы без которой очень трудно добиваться постижений и идти духовным путём.Хочется рассказать про один из моих источников силы . Это сон которой снился давно и который всегда помнил. Мне снилась большая группа людей, ощущение как в армии > что нас призвали за нечто


каждому было дано комплект одежды как в армии, но одежды были белые и все волнолвались из за одежд и переодевались. Потом на другое место, все построенные в бесконечный ряд и переодетые в белые одежды Там во главе всех и на главном месте есть Наставник или Учитель, которой недоволен нами , строго говорит > что мы очень спешим надеть белую одежду , что рано для белых одежд.



Последная сцена — стою склонившись перед Учителем , Учитель спрашивает — кому принадлежат твои глаза?, отвечаю - "Тебе Учителю". Это всё, просыпаюсь сразу после этого и всё помню, как будто реально случилось, что нехарактерно для обычных снов.


Вот так вот > может это фантазия какая-то, может быть фильм какой-то смотрел, а может быть не надо вскрывать сокровенное, но думаю что время такое что нужно вскрыть побольше > чтобы даже маленькая микроскопическая сила прибавилась.

*****

 

Возможно, Людмил, это была не фантазия и не простой сон, а нечто вроде сообщения или напоминания с Той Стороны.


Мне вспомнился наш Проводник в Иране, человек со способностями медиума, который однажды сказал, что на нашей планете на тонком плане всегда присутствует коллективное существо, чьё место в восходящей духовной иерархии на много уровней выше человека, - нечто вроде «Божьего ока», или аудиторов. Их задача заключается в поддержании баланса в тонком мире этой планеты между светлыми и тёмными силами. Иногда их можно видеть как наблюдающий за тобой глаз. Иногда они наблюдают через глаза людей, которые связаны с ними.

*****

коммент пропущен, читайте в ссылке 

*****


Я помню эту фотографию на Вашей странице в ФБ. Действительно, мы непрерывно получаем знаки от Той Стороны, поскольку она всегда в контакте с нами (как белый кролик в сказке об Алисе в Стране Чудес). Зато мы не всегда с ней в контакте, погружённые в свои повседневные заботы, но иногда (как произошло в Вашем случае) мы замечаем её напоминания.


Знак предназначен только для Вас, поэтому другие люди могут его просто не заметить. Для того, чтобы отправить послание, Высшему Я (или Той стороне) нужен носитель, посредник. Об этом говорится, например, вот в этой истории из сборника "Волшебный монастырь" Идриса Шаха:



"Жил когда-то человек по имени Заки. Поскольку он был человек талантливый и многообещающий, некий учитель, Ходжа, решил помочь ему. Этот Ходжа возложил на одно существо тонкого мира, обладающее особыми силами, задание присматривать за Заки и помогать ему, где можно.


Шли годы. Заки находил, что его материальные и прочие дела процветают. Он не был склонен считать благоприятные обстоятельства, сопутствовавшие его деятельности, полностью зависящими от него самого, и начал обращать внимание на совпадения. Когда его дела шли хорошо, он замечал, что где-нибудь поблизости обязательно вьётся маленький голубь.


В действительности дело было в том, что приставленное к нему тонкое существо, несмотря на свои особые возможности, не могло исполнять возложенную на него работу иначе, как проявляясь в некоторой близости от Заки. При переходе в наше измерение оно вынуждено было принимать форму. Облик голубя оказался наиболее подходящим ему. Однако Заки лишь связал голубей с удачей и удачу с голубями.


И вот он стал обзаводиться голубями и сыпать еду любому голубю, которого встречал, и носить одежду с вышитыми на ней голубями. Его интерес к голубям был настолько глубоким, что все стали почитать его авторитетом в этой области. Но его материальные и прочие дела перестали процветать, потому что он перенёс свою сосредоточенность с замысла на проявление. И приставленное к нему тонкое существо в обличье голубя > вынуждено было отдалиться от него, дабы не послужить причиной саморазрушения Заки".



Посредники при общении с Той стороной > могут быть совершенно разные, хотя некоторые люди имеют склонность к одному или нескольким привычным носителям. Для меня посланием с Той Стороны, особенно в местах силы, зачастую бывает небольшой дождик, нисходящий с практически ясного неба в знойный день. Если Бог даст, я напишу в одной из заметок об опыте получения такой обратной связи с Той Стороны, который произошёл во время недавнего каравана в Средней Азии.


Спасибо Вам за добрые пожелания, Людмил, и я также желаю Вам и Вашим близким > любви, добра и Благодати.

ОгонёкЪ 4 ноября 2024 10:39

Продолжение. Часть II


По словам Ибн Араби, в тех, кто достигает Стоянки Вне Стоянок, открываются два типа видения: одним глазом они видят Единое во всём сотворённом; другим — множественность и тайну каждой из мириад вещей. Вот почему в любых обстоятельствах < они без ошибки находят Прямой Путь - единственно правильное решение. Ученик Конави, Аль-Джанди, образно отразил способность видеть Единство сквозь завесу множества:


Безбрежный Океан, твореньем полный

Без устали > пространства ткань волнует

Пускай ту рябь - мы называем «волны»,

На деле > только море существует.


Единым море - быть не перестанет,

Хоть видится нам > многими волнами

Единосущный множеством не станет,

Под разными сокрывшись Именами.


Дыханье моря нарекут туманом;

Туман сгустится – тучей называют;

Прольётся каплею – зовут дождём желанным,

Что, круг замкнув, вновь в море исчезает.


Но Океан остался Океаном;

Cозданья бренные - лишь волны и теченья.

Не дай застить ни ряби, ни туманам

Того, Kто принял облик на мгновенье.

(перевод АсСалам)



Создатель, по словам Ибн Араби, не имеет ни состояний, ни качеств, ни имён, ни атрибутов. В то же время Он стоит за каждым из состояний, имён, качеств и атрибутов. Поэтому Совершенный Человек свободен от состояний и качеств, однако способен входить в любое состояние и проявлять любое качество, как того требует момент.

Tот, кто вошёл в Ничто, становится Всем. Таково послание в строфах Фахрад-дина Ираки, другого ученика Конави:


Пучины Океана - безначальны,

А вместо берегов их - бесконечность.

Нет! Брег тот - бездна глубины бескрайной,

Которую измерит только вечность.


А перешеек? Это самость наша -

Твой двойственностью > разум ослеплённый.

Пусть, водам Океана весь отдавшись,

Исчезнет он, Единством поглощенный.


И Океан безбрежный безначалья

Смешается с бескрайним бесконечным;

С последним первое > легко соединяя,

Сольётся в неразрывном круге вечном.


Вчера, сегодня, каждое мгновенье

Едино всё. И, став единству верен,

Ты, наконец, постигнешь вне сомненья,

Что ты есть ВСЁ, но без следа потерян.


Голь перекатная, прислушайся к совету:

Когда ВСЕГО достичь себя подвигнешь,

Иди, иди и знай, стремясь ко Свету -

Лишь став НИЧЕМ, мечты своей достигнешь.

*****

(Перевод АсСалам. Эти четверостишия Аль-Джанди и Ираки < в одно время, были даны нам нашим Учителем > в качестве предмета для размышления).



Конави называл Стоянку Вне Стоянок «Точкой в Середине Круга Существования» или «Абсолютной Серединой». Это - пункт назначения человека, его конечная цель.



Далее по ссылке > https://assalam786.livejournal.com/114166.html


Да не будет взор ваш, обращённый к Срединной Точке, никогда отведён от Прямого Пути.



 

ОгонёкЪ 6 ноября 2024 05:45

Дополнение/Окончание


Хаджи Бекташ: «Один час медитации  > лучше семидесяти лет благочестия».


Хаджи Бекташ не делил людей на хороших или плохих, но характеризовал их > как «зрелых» или «сырых». В «Макалате» обсуждается процесс трансформации «сырого» или несовершенного человека в «зрелого», который ведёт из внешнего круга человечества в самый внутренний - через четыре условных двери или портала. Переход из одного круга в другой < сопровождается прохождением через десять различных видов опыта (называемых «стоянками»).

 

Человек внутреннего круга не способен злоупотреблять своими знаниями, сверхспособностями и влиянием на людей, поэтому они даются ему свыше. Ариф воздержан, щедр и терпелив к проявлениям несовершенства других. Хаджи Бекташ известен высказыванием: «Благословен тот, кто не судит чужие недостатки».


Четыре портала, ведущих во внутренний круг, сведены в четыре кратких афоризма Бекташи:

 

Дверь шариата – «Тебе – твоё, мне – моё».

Дверь тариката – «Тебе - твоё, моё - тоже твоё».

Дверь ма’рифата – «Нет ни моего, ни твоего».

Дверь хакиката – «Нет ни тебя, ни меня, всё есть только Он».

*****

Человек становится слугой каждого Божественного Имени, чьи качества его привлекают, и поклоняется ему как повелителю. Ключ к освобождению — избегать влечения к какому-либо отдельному повелителю, кроме Повелителя повелителей, равноудаленного от всех Имен.

 

Именно это обсуждает Конави в отрывке из своей самой длинной книги - комментария к суре Аль-Фатиха, открывающей Коран, где говорится о следовании Прямому Пути:

 

«Ты слуга того, на чей зов отзываешься, и к чему ты тянешься. На каждой стоянке, в любом состоянии ... точка равновесия — это середина. Тот, кто отклоняется от неё, сбивается с пути».


Искатели должны отрешиться от любой побочной цели, кроме Абсолютной Середины. Конави пишет: «Что касается человека, укоренившегося в срединной точке: тогда как он свободен от уз свойств и привязанностей, он уделяет каждому притягивающему > лишь его право и его часть».

Это важное замечание.


Совершенный Человек - не тот, кто всё отверг и пребывает в пустоте. Напротив, Инсан-и-Камил живёт жизнью не просто полноценной, но до предела насыщенной возможностями. Он — тот, кто, оставаясь не связанным ничем, в то же время в каждый данный момент может «входить» в любое из Божественных качеств по необходимости, а затем вновь возвращаться в центральную точку. 


Он, образно говоря, может быть сегодня поэтом; завтра - ученым, а послезавтра — анахоретом и мистиком. Он может проявлять послушание или водительство, красноречие или молчание, величие или смиренность, сострадание или суровость, быть самОй щедростью или накладывать ограничения, служить или повелевать. Все это возможно потому, что Совершенный Человек — хозяин качеств, а не слуга. 


Воплощая определённое свойство, он не привязывается к нему и может входить в него из центра круга, а затем возвращаться в Абсолютную Середину > согласно Намерению.


Другим примечательным аспектом завещания Садр ад-дина было то, что он не назначил преемника в обучении идеям Ибн Араби, но призвал своих последователей «не поднимать после меня вопросы в тонкостях наук, которые познаются лишь Озарением».

 

Паломников у Садр ад-дина Конави — единицы, и я, сидя на каменных ступенях, размышляю о том, почему величайший суфий Коньи > последовательно разрушал даже возможность привязанности к его имени и учению. Вероятно, потому, что он увидел, что его имя будет ещё одним из имён, ещё одним якорем завесы... Это было последним из его негласных уроков нам, будущим поколениям Искателей:

 

Не привязывайтесь к Именам, какими бы привлекательными они не представлялись.


Пусть те, кто исследует Имена, пройдут через опыт, который ищут.

Но конечная цель — за пределами Имён.

***********

***********

Здоровое дерево растёт во все стороны — на юг, на север, на запад и восток. Только так оно может оставаться устойчивым. А его пышная крона всегда уравновешивается такой же массой корней, просто они скрыты от глаз. Так оно проходит свой Путь — в достижении баланса, золотой середины, среди роста и развития.


Думаю, что такой образ дерева - это и есть иллюстрация тора - движения энергии жизни. Даже формирование слов "крона", "корни" подсказывает это (особенно если опираться на трактовку образов букв из древнеславянской азбуки, где О - оное, божественное, К - подобие, приближение, Р - поток.) Получается, что корни - система, подтягивающая К Оному (центру трансформации и преображения) Поток энергии (Р). Чтобы потом воссоздавать новым, исходящим потоком > новое божественное проявление. Интересно, что крона в единственном числе, но корней всегда множество, как напоминание, сколько крон в этих корнях и что в точке преображения всё едино.

*****

Видите, Вы легко вошли в идею Абсолютной Середины и баланса нулевой точки через образ дерева.

 

В принципе, любой природный объект — не только человек — создан по образу и подобию Божьему, и в каждом из них есть своя нулевая точка, место встречи всех равнодействующих сил. Сила втяжения, преобладающая в корнях, уравновешивается эманирующей силой кроны. На фоне неба эти эманации я вижу как исходящий искрящийся поток, особенно в солнечный день. А место у основания ствола — точка баланса, срединная точка. 

И да, энергетически дерево — тороид. Впрочем, как и все живые существа.

*****

Вторая встреча > бывает сильнее первой.

 

Всё определяют, как всегда — время, место, люди. Возможно, во второй раз < вы попали туда в нужное время.

*****

И Вам благодати и мира 📿

Благодарю Нина за рассказ. Учитель Беинса Дуно (Пётр Дынов) перед уходом в иной мир, тоже говорил ученикам > что школа заканчивается и закрывается и им будут испытания, что так и было. Умер он от простуды за несколько часов перед тем, как его пришли арестовать из новой комунистической власти.

*****

Всегда рада Вас видеть, Людмил! Если ехать на машине по дороге, виден только маленький участок её — до поворота. Это видение наше, обычных людей. А орёл, летящий над дорогой, видит все её повороты — и те, что остались позади, и те, что ещё будут, сразу. Примерно так, я думаю, видит прошлое, настоящее и будущее Совершенный Человек. То, что нам кажется чудом, просто факт их связи с Высшим Я, которое имеет зрение > парящего над реальностью орла.

 

Ага (родной брат Идриса Шаха) незадолго перед уходом в 2005 году сказал, что в ближайшие десятилетия и человечество, и Традицию > ждут нелёгкие времена, и нужно сплотиться. Что мы и наблюдаем....

Насчёт моей (АсСалам) стоянки всё очевидно — я ученик суфийского Учителя и являюсь частью тариката Накшбанди.


Я не учитель и не ариф. Первым я никогда не буду, а вторым только дерзаю стать в будущем, с Божьим соизволением. Я, как бы получше выразиться, "говорящая голова" и слуга моего Учителя, выполняющий для него работу. Учитель не может всё делать сам, поэтому даёт некоторым ученикам возможности и способности осуществлять определённые задачи для пользы всей Традиции. Если я перестану соответствовать требованиям для выполнения моей задачи, то и способности, и возможности у меня изымутся — в этом смысле я не питаю никаких иллюзий относительно того, что является "моей" заслугой.


Знания, или "живую воду" которые Вы получаете (и это действительно так) приходят не от меня, а только через меня, от истинного Суфия. Поэтому и благодарность, и восхищение > следуют Ему. 💗


Информация
Посетители, находящиеся в группе Exterior, не могут оставлять комментарии к данной публикации.