Главное, что отличает человека от других живых существ – свобода выбора. Но что это за способность выбирать, в чём она заключается и как может быть реализована?
В жизни у нас часто возникают «проблемы», появление которых связано с работой программ, преобразующих поступающие от органов чувств сигналы. Они воспринимаются сознанием как внешние возмущения и отображаются в ощущения, страхи, желания и отвращения Эго.
Разрешение их возможно разными способами: психоэмоциональными реакциями, зависящими от состояния сознания индивида, а также действиями, посредством которых он влияет на людей и материальные объекты. При этом его разум порождает иллюзорные мыслепредставления и свои отношения к ним и прогнозирует развитие ситуаций, тем самым усиливая энергоинформационные процессы либо ослабляя их.
Вожделения и переживания, оформляемые мышлением в образы, номены, представления и отношения, вызывают новые желания и страхи, а те – иные представления и отношения, которые соотносятся с прежними, порождая т.н. «проблемы». В результате наступает стресс от ощущения избытка или недостатка энергии, требующий её сброса либо подпитки извне; он порождается разумом и активизирует его работу.
Необходимость решения проблем и аналитические процедуры мышления, сравнивающие возможные затраты психической и физической энергии, вынуждают человека реагировать на происходящие события. Не в силах оценить все последствия своих отношений и действий, он вынужден выбирать из нескольких вариантов, отличающихся разной вероятностью, точностью расчёта и качеством результатов.
Но что делать, если из желаемого хочется всё, а из нежеланного ничего? Прокручивая в уме картины прошлого и строя виртуальные модели будущего, человек теряет связь с настоящим и оказывается в положении шахматиста, способного просчитать максимум один-два хода, остальное покрыто мраком неизвестности. Непредсказуемость выбора страшит его, и этот страх разрастается, подавляя другие эмоции и отношения и превращаясь в боязнь будущего и принятия каких-либо решений вообще.
Страх разделяет человечество на три основные группы. Бо̀льшая часть его – пребывающие в «гуне невежества» пассивные люди – отказываются от любого выбора, довольствуясь существующим положением вещей, и «плывут» по течению событий, избегая борьбы, пребывая в страданиях, полагаясь на чудо и благосклонность судьбы.
Ко второй группе относятся активные личности, принадлежащие к «гуне страсти», которые смело выбирают и действуют. Но решения их, как правило, эмоциональны и продиктованы стремлениями к чувственным удовольствиям, богатству, власти и славе. Ошибаясь, они не теряют надежды на успех и продолжают выбирать и действовать.
Третью, самую малую часть составляют те, кто пребывают в «гуне добродетели». Познавая себя и существующие в мире законы, они руководствуются нравственными критериями выборов и совершают их осознанно и безошибочно.
В чём же суть безошибочного выбора? Обычно человек, сталкиваясь с необходимостью принятия решений, не имеет чёткой системы оценок, которые можно использовать в жизни. Испытывая многочисленные и противоречивые вожделения, отвращения и опасения, он вынужден каждый раз заново просчитывать развитие ситуаций и влияние на них своих поступков. Но такое оказывается ему не под силу.
В результате выбор производится на основе наиболее сильной эмоционально-инстинктивной реакции (желания или страха) либо «методом тыка». И во многом он связан с воспринятыми индивидом внешними условностями и ограничителями – национальными, культурными и религиозными традициями, моральными нормами и государственными законами. Однако они не гарантируют правильность принимаемых им решений.
Для этого необходимо определить критерии выбора, иерархию их соответствий и неукоснительно им следовать. Чем более чёткими и однозначными они оказываются, и чем глубже познаны их взаимосвязи, тем проще, естественней и верней совершаются выборы.
Лишь система безусловных нравственных ориентиров позволяет человеку в любых обстоятельствах, даже неблагоприятных, победить страх, сохранить ясность мышления и восприятий и контролировать сознание, управляя своими желаниями, инстинктами, эмоциями и поведением. То есть стать свободным и ответственным.
Но выстроить её он обязан сам, внутренне приняв как неукоснительную данность. Это требует от него мужества и сил для преодоления сомнений, боязни трудностей и неизвестности; а также терпения и смирения, непрестанного самонаблюдения и самоконтроля, веры, надежды, радости и любви.
Трудно сказать, что здесь первично, а что вторично, похоже, все эти качества и состояния обретаются одновременно. Но главным является стремление к познанию окружающего мира и его законов, Бога, а в конечном счёте себя самого. Лишь вступившие на Путь самопознания и движущиеся по нему имеют шансы пройти его до конца.
«Самая серьёзная проблема – это выбор, который надо сделать в настоящий момент». Это действительно так. Мы часто прокручиваем в уме произошедшие события и «задним числом» находим правильные решения, но толку от этого никакого. Единственное, что от подобных анализов остаётся в багаже «жизненного опыта», – перечень ошибок, которые не стоит впредь повторять.
Не существует проблем «более» и «менее» важных. Есть лишь те, которые требуют решения в данной ситуации, а также наши страхи перед ними, вынуждающие отложить выбор «на потом» или отказаться от него. Конечно, разрешать их «в нужное время, в нужном месте» и притом верно – очень непросто. Но ведь делать это всё равно придётся, тем более что появляться они будут постоянно, всю жизнь.
Хотя при изменении человеком своих отношений к происходящим событиям и явлениям жизни многие из привычных «проблем» просто исчезают. Поэтому выбор оптимальных отношений позволяет избавиться от значительной их части, перестав обращать на них внимание и реагировать.
Могу дать несколько советов.
а) Попробуй выстроить систему внутренних запретов (установок), которые ты ни при каких условиях не должен нарушать. Советую составить два списка: один, нисходящий, того, чего ты никогда не хотел бы совершить в жизни, и другой, восходящий, о том, что и как ты желал бы делать всегда. Это позволяет в разных ситуациях вместо поиска решений использовать заранее заготовленные схемы, облегчает выбор и есть своего рода система самовнушения, но и самоконтроля.
Если ты твёрдо на что-то решишься, то обязательно ощутишь радость и душевный подъём. И старайся при любых обстоятельствах следовать избранным путём.
б) Чаще вспоминай о том, что сознание не умирает, «помни о смерти» и избавляйся от страха перед ней. Но и не забывай о своей непреходящей ответственности (реализуемой только в «этой» жизни) перед посмертным существованием. А если кончины нет, то нам нечего бояться, кроме предательства своей души и омертвления её.
Любой страх перед настоящим с течением времени (через 2-3 месяца) полностью улетучивается. Мы боимся не настоящего или будущего, но всегда собственных страхов, а все они со временем становятся ничтожными.
в) Учись смотреть на ситуации «со стороны», находить в них смешные моменты, и тогда страх исчезнет. Помни, что твои нынешние трудности ничтожны по сравнению с бедами других, которые мёрзнут, голодают, нищенствуют, безнадёжно болеют. Попробуй так взглянуть на свои проблемы, и заметишь, что они начнут мельчать, становиться пустяшными.
г) Внимательно следи за своими эмоциями и мыслями и задавайся вопросами: откуда они появились, чем вызваны, и почему ты реагируешь так, а не иначе? Чаще оглядывайся вокруг себя, ведь жизнь не прекращается, а её гармония и красота не исчезают из-за того, что у тебя вдруг возникли проблемы.
Теперь о внутренних критериях выбора. Их познаёт тот, кто наблюдает за собой и контролирует свои желания и страхи, намерения, слова и дела, постепенно принимая верные решения, сначала редко, потом всё чаще. Каждое из них, как глоток родниковой воды, очищает человека и наполняет радостью, даруя ощущение обретений, а не потерь.
Со временем он перестаёт задумываться о том, правильно ли поступает, и совершает свои выборы автоматически, в любых ситуациях руководствуясь нравственными критериями. А те оказываются ступенями, ведущими к расширению сознания и новым восприятиям жизни (их суть изложена в Нагорной проповеди).
«Проблема выбора» у такого человека исчезает. Он живёт, поступая всегда и везде абсолютно естественно и свободно, в непротиворечивой гармонии с собой, миром и Богом и полноте восприятий мгновений настоящего.
При этом затихает деятельность рассудка, связанная с эмоциональными реакциями и виртуальными представлениями прошлого и будущего. Самосознающий ум устремляется к высшим размышлениям, приобщаясь к Истине, а душа – к внутреннему Божественному Началу. Это – та цель, к которой надо стремиться и которую можно достичь.
t.me/tabularussia2016
Посетители, находящиеся в группе Exterior, не могут оставлять комментарии к данной публикации.