О «горизонтальном» и «вертикальном» прогрессе

Под прогрессом обычно понимают «положительные» изменения человечества в интеллектуальном и технологическом плане. 

Но, во-первых, любые наши оценки – субъективны, условны и относительны. Во-вторых, развитие науки и техники не гарантирует длительное существование цивилизации и рост благосостояния граждан (так изучение радиоактивности и распада ядер едва не привело к мировой атомной войне и гибели человечества, а экономические кризисы сотрясали мир весь ХХ век). В-третьих, главная цель – самопознание и совершенствование человека – практически не зависит от состояния общества. 

«Горизонтальный прогресс» предполагает улучшение условий жизни людей за счёт роста научно-технических достижений, «преобразования природы», перестройки социально-политических и экономических отношений, а также расширение их знаний (в «продолженных степенях» по Сведенборгу) и постепенную трансформацию менталитета. При этом физически, психически и духовно они остаются всё теми же. Состояние сознания меняется лишь у отдельных личностей, которые, воспринимая новые идеи, с трудом внедряют их в представления во многом пассивных и невежественных людских масс. 

«Вертикальный прогресс» (этот термин ввели Стругацкие) подразумевает «слоёный пирог» (Иерархию) качественно отличающихся в общественном, научно-технологическом и духовном развитии миров. «Разделённые в степенях» возможностей сознаний и мышлений своих обитателей и в «горизонтальных прогрессах», они взаимодействуют в направлении сверху вниз, причём низшим мирам ничего не известно о высших. 

Нечто подобное мы имеем на Земле, где параллельно сосуществуют качественно иные цивилизации аборигенов Австралии, народов Севера, стран Африки и «западного мира» (а также высшие земные, пока неизвестные людям). И сложно определить, у кого из их представителей состояние сознания выше.   

Возникает своего рода пирамида «вложенных» друг в друга холонов-цивилизаций (рас и человечеств), каждая из которых отделена от других «психоэнергетическим барьером» привычных восприятий, представлений и отношений. Причём нижестоящие, не способные понять и использовать достижения вышестоящих, не интересны тем для общения. 

Надо ли «подтягивать» низших до уровня высших, и как это делать (в том числе за счёт деятельности т.н. «прогрессоров») – большой вопрос. Каждый «горизонтальный прогресс» (в системе общего «вертикального») оказывается специфически-индивидуальным, со своими эволюционно-историческими путями, возможностями и пределами.

Вместе с тем во Вселенной имеет место и чисто духовная «эволюция» сознаний, связанная с качественным изменением их состояний у многих представителей высших миров, достигаемым в течение весьма долгой по нашим меркам жизни. А также с совершенно иными отношениями их друг к другу, к живым существам, обитателям иных планет и к Мирозданию в целом.     

Термин «цивилизация» неприменим для описания духовных миров. Да и «прогресс» как таковой (в нашем понимании) там отсутствует, а изменения общественных отношений происходят за значительные периоды времени, постепенно, но неуклонно. Зато их жители обладают неведомыми нам знаниями и «магическими» способностями. Они избегают контактов с «технологическими» цивилизациями и руководствуются принципом невмешательства в чужие жизни и судьбы.   

У Стругацких «миф о земле», как и миф о Странниках – не более чем мифы, нечто сказочное. У них отсутствует Бог как первопричина, начало и следствие «этого» мира. Но миф не есть знание-вера, воплощаемое Мыслящими в «реальность» своего Мыслимого. А когда появляется Бог (идея Его), кардинально меняются все представления человека. 

 «Странники» у Стругацких – нечто непознанное, не имеющее качеств и атрибутов. Они олицетворяют идею об инопланетянах, обладающих неизвестными технологиями и логикой мышления. И вместе с тем есть проявления религии атеизма, отрицающей Бога из-за страха людей перед посмертной ответственностью. Ведь признание Его существования перечёркивает современные представления о смысле и цели жизни, свободе и предназначении человека и заставляет выстраивать новые. 

Легко рассуждать о Боге как о мифе и абстракции, не беря Божественные идеи и ценности в расчет, руководствуясь «здравым смыслом» эгоистичных желаний и интересов. Гораздо труднее внутренне принять их как основополагающие принципы жизни и неуклонно следовать им без какого-либо внешнего принуждения.  

Термин «Странники» у меня ассоциируется с фразой ап. Павла: «Все мы – странники и пришельцы на этой земле». А единственной и «единой творческой структурой мироздания» является Иерархия мыслящих Сознаний. 

Мне все равно, как и «насколько пересекаются мои трактовки с представлениями астрологов и теософов», философов, ученых и вообще кого бы то ни было. Я не собираюсь ни с кем спорить и кому-то что-то доказывать. Я делюсь своими знаниями и представлениями, а кто и как ими воспользуется и воспользуется ли вообще – не мои проблемы.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Exterior, не могут оставлять комментарии к данной публикации.